( http://vvedenie.paskha.ru/IstoriJa/oblik_bm/?job=print )
Главная
История
Об облике Богородицы

Добродетели Пресвятой Богородицы и благодать Святого Духа, предочистившая ее быть Матерью Божией, поставили Ее выше всех праведных и святых людей и даже сил небесных. Ее усердие к молитве и благочестивым занятиям, приснодевственная чистота и целомудрие, вера в обетования Божии, всегдашняя внимательность к путям промысла Божия, преданность воле Божией, благодушное перенесение трудных житейских обстоятельств, непоколебимое мужество среди величайших искушений и скорбей, материнская заботливость, сердечная теплота к сродникам, а главное — безусловное во всем смирение — вот нравственные совершенства, постоянно проявлявшиеся в Ней, от младенчества до успения.

Иконописцы всегда пытались передать лику Богородицы такие красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение. Несмотря на великое множество вариантов лика Ее, существует пять основных типов изображения Божией Матери.

«Молящаяся» («Оранта»)

Неупиваемая чаша

Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан. Божия Матерь изображена анфас, либо в рост, либо по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы. Этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу. На Её лоне, на фоне сферы — Спас Эммануил (Христос в отроческом возрасте).

В Русской Церкви иконы этого типа часто называют «Знамение». Наиболее известны «Ярославская Оранта», «Новгородское Знамение», «Курская Коренная». К типу Богородичных икон «Оранта» принято относить и «Неупиваемую Чашу».

«Умиление» («Елеуса»)

Умиление

На иконе «Умиление» Младенец Христос касается щекой лица Богоматери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Сына. А поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, то и всю полноту любви между Богом и человеком. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, Божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери, одна из самых любимых русскими людьми.

«Путеводительница» («Одигитрия»)

Троеручица

На этой иконе одна рука Божией Матери указывает на Богомладенца Христа, восседающего на другой руке. Изображения строгие, всегда анфас, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как будто говорит людям, что истинный путь — это путь к Христу. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке.

Из русских икон этого типа наиболее известны Смоленская икона Божией Матери, Тихвинская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Троеручица». Казанский образ можно относить к этому типу Богородичных икон, а можно — и отдельному.

«Всемилостивая» («Панахранта»)

Всецарица

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рождённых на земле людей.

Из икон этого типа в России наиболее известны иконы Божией Матери «Державная» и «Всецарица».

«Заступница» («Агиосоритисса»)

Боголюбская

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, иногда со свитком в руке. Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением (греч. «деисис») за род человеческий, отсюда и русское наименование «Заступница».

Самая известная икона этого типа — икона Божией Матери Боголюбская.

 

 

 

 

 

Cвятитель Амвросий Медиоланский писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный — телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».

По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслин; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».

Пасха.ру

 

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика