День Введения во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября/4 декабря

Событие праздника — Урок родителям о воспитании и духовно-нравственном образовании детей

Мы ныне празднуем Введение во храм Пресвятой Богородицы. Изображая радость этого священного события, Церковь воспевает: днесь Боговместимый храм, Богородица, в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет: днесь святая святых радуются, и лик апостольский таинственно торжествует. С нимиже и мы, празднующе днесь с Гавриилом возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, имеяй велию милость. Что же удивительного было во вхождении в храм отроковицы Марии, дочери простых и незнатных родителей, почему это событие послужило предметом удивления и радости на небе и на земле? В то время многие родители, по обещанию своему, приводили в храм своих дочерей воспитываться пред Господом. Чем отличалось вхождение в храм Марии и что в этом событии открывалось относительно особенного достоинства сей Отроковицы? Открывалось, что эта Отроковица была не обыкновенная из рожденных женами, но предызбранная Матерью Мессии, обетованного Спасителя, много веков уже ожидаемого верными израильтянами, и что в событиях Введения во храм Богородицы и пребывания Ее там в первый раз воссияла миру радость Божия благоволения к грешным людям, и некоторым избранным из них стало твердо известно, что совет превечный и спасший людей теперь уже в исполнение грядет. Святая Церковь, изъясняя отношение событий Введения в храм Пресвятой Богородицы к делу нашего искупления чрез воплощение Сына Божия, в нынешнем праздничном тропаре воспевает: Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение! В значение сближения событий праздников Введения и Рождества Христова Церковь с Введения начинает петь рождественский канон: Христос раждается, славите!, и сим показывает, что нынешний праздник служит как бы предпразднеством Рождества Христова.

Вникнем в событие праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, и подлинно увидим великое благоволение к нам Небесного Отца, сотворившего великая и славная для искупления нашего. Чтобы приготовить одушевленный храм чистейшему Божеству, Господь избирает из среды израильтян, благоговейно веровавших в пришествие Мессии, старцев Иоакима и Анну, чудодейственно разрешает их неплодство рождением дочери Марии. В естественном зачатии от родителей, хотя праведных и благочестивых, но подверженных наследственной порче греховной, Мария не могла быть свободной от действия первородного греха, всеобщего, печального наследия прародителей. Чтобы соделаться чистейшим и непорочным сосудом и вместилищем божественного естества, Мария предочищается и освящается в самом рождении и в последующее время приготовления Ее к великому Своему предназначению во время пребывания Ее в храме. По древнему священному преданию, Иоаким и Анна, когда пришло время исполнить то, что обещали Богу, пригласили всех своих сродников, созвали юных девиц, одели Пречистую Дщерь свою в лучшие одежды и повели в храм Иерусалимский. Впереди шли девы с возжженными свечами в руках, за ними святые родители вели богодарованную Дщерь свою, а позади с весельем следовали сродники, соседи и знакомые. Когда шествие приблизилось к храму, навстречу вышли с пением псалмов первосвященник, священники и левиты. Храм Иерусалимский имел пятнадцать высоких ступеней при входе. Как только сняли с Марии дорожные одежды и облекли Ее в лучшие и благолепнейшие, Она с первой ступени, ничьей рукой неподдерживаемая и необлегчаемая, взошла по всем ступеням, как совершеннолетняя. Все удивились такому восхождению Дитяти, а первосвященник Захария, по внушению от Святого Духа, совершил дело необычайное и для всех удивительное. Он ввел Ее в самое внутреннее отделение храма, в Святая Святых, за вторую завесу, где некогда находился Ковчег завета, который после пленения Вавилонского был утрачен. Сюда по закону вход был запрещен не только женскому полу, но и священникам, даже сам первосвященник мог входить сюда только однажды в год с жертвенной кровью. Но Богоматерь с полным правом введена была в Святая Святых, яко одушевленный Божий Кивот, имевший принять в Себя Христа, великого Архиерея. И не только первосвященник, но и все, бывшие при входе родители Ее и родственники, объяты были Духом Божиим. Сами лики ангельские, по словам святой Церкви, невидимо при сем присутствовавшие, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, как со славою Дева вниде во Святая Святых. Пресвятая Дева не только в день Введения входила во Святая Святых, но и после. Она жила при храме, Она туда входила невозбранно, так как всем явно было особенное к Ней благоволение Божие, знамением чего было то, что Она удостаивалась явления ангела, который приносил Ей ежедневно пищу. Двенадцать лет провела Пресвятая Дева при храме, где достойным образом приготовилась к своему назначению послужить спасению рода человеческого в качестве Богоматери. В восхождении Девы Марии к храму открывается образ восхождения человеческой души к чистоте и святости богоподобного жития. Истинная жизнь души в том и состоит, чтобы стремиться вверх, к небу и Богу. Все, что задерживает ее в этом стремлении, гибельно для нее, подобно тому, как гибнет и гаснет пламя, если остановить его естественное стремление вверх. Дабы дать людям возможность удовлетворения духовных стремлений, Бог вездесущий благоволил явить Свое особенное присутствие на земле в храме, который потому и называется домом Божиим. Храм Божий, таким образом, служит для нас первой и важнейшей ступенью приближения к Богу, и кто чуждается храма Божия, тот не спасется от погибели на бурном житейском море подобно тому, как никто не может без корабля спастись от волн морских. Идти путем приближения к Богу и заботиться о спасении души необходимо человеку с самых первых лет своей жизни, как только начинает проявляться сознание. Направление души от впечатлений детства остается неизменным на всю жизнь. Пресвятая Дева Мария не без цели так рано отведена была из дома родительского и должна была провести в храме все годы своего первого возраста до совершеннолетия. Она должна была воспитаться при храме, чтобы лучше сохранить свое сердце от суеты мирской и утвердить в нем богомыслие и молитвенное настроение. Не так ли должно начинаться и воспитание каждого христианского дитяти? Юное сердце, как скудельный сосуд, должно быть ограждаемо от приражений зла и лукавства, от худого сообщества и соблазнов греховных. Необходимо, чтобы страх Божий насажден был в сердце дитяти с самых первых лет его жизни, и благочестивым примером родителей и воспитателей оно было научено благоговению к святыне, усердию в молитве и послушанию Церкви в исполнении христианских обязанностей. Небрежность в этом отношении, столь часто примечаемая в нынешнее время, прискорбным образом отражается в необузданности, своенравии и безверии многих, делающихся чрез это вредными членами общества и гибельными чадами греха, коим уготована самая бедственная участь как в сей, так и в будущей жизни.

Мы живем в век стремления к просвещению. К воспитанию и образованию детей прилагаются всевозможные усилия. Широко распространилась ныне образование. Кто не порадуется таким успехам просвещения! Кому из родителей не отрадно видеть детей своих образованными и слышать, когда о них говорят: какой человек умный и дельный! Но для христианина недостаточно одной радости о мирском только в просвещении и житейском преуспеянии. Мать наша Церковь тогда только радуется о чадах своих, когда они с дерзновением и неосужденно могут сказать о себе: Божий есмъ (Ис 44:5). Одним словом, радоваться об успехах образования можно только когда это образование проникнуто духом религии и когда христиане носят на себе явную печать своего христианского призвания в неизменном послушании Церкви, руководящей чад своих к служению Богу в правде, преподобии и истине. Одно мирское образование, чуждое духу христианскому, не приведет человека к совершенству, и самые высшие успехи его в светских науках без религии никогда не могут ручаться за его зрелость духовную. Все источники земной мудрости, как свидетельствует слово Божие, суть не более как кладенцы сокрушенные, которые не могут держать в себе воды (Иер. 2:13). Только в Боге и Его учении мы обретаем приснотекущий источник мудрости и силы к совершению всего доброго, честного и полезного, только здесь мы можем почерпать воду живую, могущую вполне утолить жажду нашей души. Эта живая вода, о которой говорил Спаситель в беседе с самарянкой (Ин 4:13,14), есть божественное учение Христово, изложенное в слове Божием и изъясненное в Писании богомудрых отцов Церкви. Без поучения в слове Божием под руководством святой православной Церкви никакие знания не удовлетворят потребности духа человеческого и не покажут ему истинного пути спасения. Посему-то святая Церковь, благословляя все, что есть доброго в деле светского воспитания и образования, неуклонно требует от чад своих, чтобы они в этом деле на первом плане поставляли знание веры и закона Божия, не оставляли молитв церковных и строго блюли свою неукоризненную нравственность. Дух такого церковного воспитания не есть дух мира, но Дух Господень, низводящий на питомцев веры изобильный ток благословения Божия и так же животворно действующий на молодую поросль сада Христова, как действует роса на жаждущую землю. Воспитанный под руководством святой православной Церкви христианин поистине будет как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет (Пс 1:3). Слово Божие и Писания богомудрых отцов Церкви, положенные в основание христианского воспитания и образования, дают душе человека пищу самую питательную и животворную. В слове Божием Сам Бог беседует с нами и наставляет на всякую истину. Оно умиротворяет душу, разрешает все недоумения относительно временной и вечной судьбы, отгоняя от нас мглу скорби и отчаяния. В слове Божием слышится глас Господа, угрожающий и ободряющий, милующий и вразумляющий. Сколько было примеров того, что самые великие грешники от слышания слова Божия получали спасительный толчок к исправлению жизни! Так было с преподобной Евдокией и многими другими, от глубины греховного падения восходившими к святости. Да и всякий христианин при благоговейном слышании и чтении Священного Писания, несомненно, приобретет более мыслей зрелых и назидательных, возбудит в себе более чувств благочестивых, чем если бы он прочитал множество книг мирских, питающих одно праздное любопытство. Посему весьма неблагоразумно поступают те, кто небрежет о поучении себя словом Божиим. В особенности прискорбно видеть, что Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, которое должно быть постоянным другом и домашним собеседником христианина, во многих семействах не только не читается, но даже и не имеется. Что сказать о доме, где небрегут о молитвах, из которых каждая, как она ни кратка, есть священный урок, заповеданный нам для запечатления в уме и сердце отрадного упования на милость и человеколюбие Создателя? Верно слово, что только то счастливо христианское семейство, в котором при усильном стремлении к образованию не ослабевает ревность к делу просвещения духовного, ревность, подкрепляемая усердием к молитве и исполнению уставов Церкви.

Протоирей Сергий Модестов. Духовная трапеза православного христианина. Годичный круг душеполезного чтения в дни воскресные и праздничные. Минск, 2006.

СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ
ДСОТ «Радость моя» 2006-2012

Яндекс.Метрика