( http://vvedenie.paskha.ru/IstoriJa/hram/ )
Главная
История
Храм Божий в Иерусалиме

В богодухновенной книге Ездры повествуется о том, что иудеи, вернувшиеся из вавилонского плена, поскольку им предстояло возвести храм, замыслили закупить кедровый лес с ливанских гор, который финикийцы должны были переправить в Иудею по Средиземному морю в пристань города Иоппии (Яффы) (Езд. 3, 7). Археологические раскопки подтвердили достоверность священного текста следующими находками.

Второй Иерусалимский храм - реконструкция

Раскопки показали, что кедровое дерево действительно использовалось при сооружении величественных зданий. Еще задолго до постройки Иерусалимского храма правитель Гудея (около 2100 г. до Р. X.) построил в шумерском городе Лагаше языческий храм, используя кедровый лес, доставленный ему с горных массивов Ливана. Мы уже упоминали также о материале, касающемся экспедиции, предпринятой (около 1100 г. до Р. X.) Вен-Амоном (это имя иначе передается как Ун-Амун. — Прим. пер.). Этот человек был отправлен из Египта на территорию Ливана, чтобы доставить в Фивы кедровое дерево для священной ладьи бога Амона. Кроме того, археологические раскопки показали, что и Навуходоносор посетил ливанские горы и так описал свои впечатления: «Там были великолепные кедры, высокие и мощные, удивительной красоты, темные на вид — таковы были мощные, изумительные плоды ливанской горы» .

Едва начались приготовления к постройке храма, как этому стали решительно противодействовать самаряне, которые составляли основную часть населения страны. Они были потомками народа, который, как сказано в Священном Писании, был переселен из других земель Асараддоном и Ассенафаром (1 Езд. 4, 2, 10). Эти самаряне послали письмо персидскому царю, в котором говорилось, что когда иудеи построят Иерусалим, то прекратят выплату налогов, и в царстве не будет больше мира! (1 Езд. 4,11-16).

Клеветнические письма самарян все-таки возымели действие: персидский царь (по-видимому, Камбиз, сын Кира) запретил иудеям вести какое бы то ни было строительство (1 Езд. 4,21). Однако на второй год царствования Дария (520 г. до Р. X.), преемника Камбиза, пророки Аггей и Захария побудили народ возобновить постройку храма, заложенного еще шестнадцатью годами ранее (около 536 г. до Р. X.). Так, Аггей, стыдя народ за то, что те более заботятся о домех своих истесанных, возвестил, что пора уже взойти на горы, покрытые лесом, и начать рубить пригодные деревья и строить храм Господу (Агг. 1, 4, 8).

В Ветхом Завете сообщается, что израильтяне начали строительство храма под предводительством Зоровавеля и первосвященника Иисуса, но этому сразу же воспротивился Фанфанай, князь сущий за рекою (1 Езд. 5, 2, 3). Он пришел к месту возведения храма, дабы самому убедиться в том, что происходит. Этот управляющий области известен по тексту, найденному в Вавилоне, который датируется примерно 502 г. до Р. X. Более того, это же имя упоминается в одном тексте, где говорится о «Фанфанае, номархе города Сузы». Этот Фанфанай не идентичен Фанфанаю Ветхого Завета, однако можно сделать вывод, что такое имя было распространено в те времена.

После объяснений, которые иудеи дали Фанфанаю, тот написал царю Дарию I и доложил, что, собственно, еще Кир разрешил иудеям вновь воздвигнуть дом Божий. Тогда Дарий I приказал разыскать в дворцовых архивах указ Кира. И, действительно, декрет был найден в архиве города Ахмефа, который является ни чем иным, как городом Екбатаны древних греков (ныне Хамадан в Иране. — Прим. пер.) (1 Езд. 5, 7, 13; б, 1-3 и далее). Эта переписка с персидским двором включена в богодухновенный текст Первой книги Ездры (5, 6; 6,12).

После этого Дарий I приказал, чтобы иудеи продолжили постройку храма, а, кроме того, повелел оказывать им содействие и выдать средства из царской казны (1 Езд. 6, 7, 8). Завершилось строительство храма в шестой год правления Дария (516/515 гг. до Р. X), то есть приблизительно спустя двадцать лет после начала строительства (536 г. до Р. X.). «Историчность сообщений (Ветхого Завета) не вызывает никакого сомнения. Многочисленные и разнообразные тексты того времени говорят о том, что Дарий I, как и его предшественники, поддерживал различные вероисповедания не только в Палестине, но и в Малой Азии и в Египте».

Из книги Николая Василиадиса "Библия и археология"

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика