Поделиться:
Главная
Иконография праздника


Иконография праздника – ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (21 ноября/4 декабря) – основана на протоевангелии Иакова.
«И вот исполнилось Ребенку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце Своем храм Господень. И сделали так по дороге к храму Господню. И жрец принял Ее, и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать Господня, и Она прыгала от радости, и полюбил Ее весь народ Израиля. И ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь не повернула назад. Находилась же Мария в храме Господнем, как голубка, и пищу принимала из рук Ангела».

Празднование Введения Богородицы во храм, по мнению историков, начинается с VIII столетия. Об этом, в частности, свидетельствует произведение святого патриарха Константинопольского Германа «Похвала Пресвятой нашей Госпоже и Богородице, егда принесена бысть в церковь родителем своим треми леты сущи». А в IX веке появляются два канона, посвященных празднику: автором одного является Георгий Никомидийский, другого - преподобный Иосиф Песнописец.
Иконография праздника мало изменялась со временем, и содержит основные типичные черты. В центре – Пресвятая Дева. Трехлетняя Мария одета в характерный для всей богородичной иконографии мафорий, который исторически являлся одеждой замужних палестинских женщин. Фигурка Пресвятой Девы изображена значительно меньше других фигур, но весь Ее облик - не детский. Этой деталью подчеркивается и настоящее особое избранничество Святой Юницы, и грядущее великое предназначение Божией Матери. Святые праведные Богоотцы изображены или рядом со святой Младеницею, или же позади сопровождающих Ее дев. Первосвященник Захария в поклоне склоняется к будущей Пресвятой Богородительнице. В верхнем углу иконы, за фигурой первосвященника помещена характерная сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от Ангела.

Самыми ранними изображениями на тему праздника в русской иконографии исследователи считают композицию в приделе Иоакима и Анны Софийского собора в Киеве, относящуюся к XI веку и фреску XIV века, которая была помещена на северной стене новгородской церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле. И сам храм, и его росписи были уничтожены фашистами в годы Великой Отечественной войны. Фреска располагалась по сторонам окна храма. Справа от окна были изображены юные девы, сопровождающие Богородицу в храм. Слева – святые праведные Иоаким и Анна, Пресвятая Юница, первосвященник Захария, встречающий Ее, а в левом верхнем углу – Ангел, приносящий пищу Богородице. Направление движения фигур – справа налево. Иконография праздника символически отображает торжественную процессию, сопровождение Пресвятой Девы в храм Божий, где Она будет возрастать до невиданного для земного человека духовного подвига.

«Днесь Боговместимый храм Богородица в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет: днесь святая святых радуются, и лик Ангельский таинственно торжествует», - поется в стихире праздника.

Пребывание Пресвятой Отроковицы в храме, где Она постигала полноту духовной мудрости и смирения, является прообразом будущих христианских монастырей. Именно поэтому многие монастыри и храмы на Руси устраивались в честь праздника Введения. Всемирно известным Введенским монастырем является Оптина пустынь, святые старцы которой примером высочайшего личного духовного подвига показали, что спасение наиболее возможно именно в стенах православного храма.

С. Алексеев. Зримая истина
Книга о православной иконе для семьи и школы
СПб.: Ладан, Троицкая школа, 2006 г.

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения
Комментарии читателей


Женя
отличное изображение!
03.12.2009


Виктория
Статья полезна для просвещения молодежи и для возрождения на Руси Православия во Славу Божью!!! Так держать и работать в том же духе!!! Молодцы!!!
30.11.2009

Добавить в блог

Ссылки | Праздник на рабочем столе | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | Монастыри и храмы | Иконография праздника | История | Искусство | Фотогалереи | Поздравительные открытки! | Детская | Медиа | Обратная связь

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика