Основание монастыря. Написание чудотворной иконы «Введение Пресвятой Богородицы Во святая святых»
«И по древности основания, и по священному началу своему монастырь Владычний становится в ряду очень немногих достопамятнейших монастырей русских», — так писал в прошлом веке автор исторического очерка о Серпуховском Владычнем монастыре (В. А. Рождественский. Историческое описание Серпуховского Владычнего общежительного девичьего монастыря. М., 1866).
Введенский Владычний монастырь, древнейший на серпуховской земле, был основан в 1360 году Митрополитом Алексием, святителем Московским и всея России чудотворцем. Монастырь возник по особому изволению Божией Матери — святитель Алексий услышал глас, исходящий от Ее иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря «в пределе града Серпухова», среди дремучего соснового бора на правом берегу реки Нары, и то событие земной жизни Пресвятой Богородицы — преславное Ее Введение во храм, — в честь которого предстояло воздвигнуть монастырь.
Вот что повествует хранившаяся некогда в монастыре летопись его основания (текст летописи, опубликованный в книге В.А. Рождественского, приводится здесь в переводе на современный язык.), писанная на доске полууставными буквами.
Об основании Владычнего монастыря, что в Серпухове
В лето 6868 (6868 году от сотворения мира соответствует 1360 год от Рождества Христова), когда в богоспасаемом граде Москве духовным правителем был Преосвященный Митрополит Алексий, прозываемый мудрым и исправно правящим Святою Церковью, то он имел у себя келейника, именем Варлаама, постриженика пустынного, и очень любил его, ибо тот жил, боясь Бога и в покорении Ему. И после долговременного жития своего во святительстве исполнял он однажды обычное свое правило. Диакон Герасим прочел кондаки и икосы. Когда же святитель Алексий произнес Всепетую песнь (13-й кондак «О Всепетая Мати...» акафиста Пресвятой Богородице.), великий свет осветил келлию его, так что все ужаснулись, и он услышал глас от иконы Пресвятыя Богородицы, глаголющий: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». И он пребывал в размышлении, не ведая, что делать. По окончании же келейного правила, он пошел во внутреннюю келлию и начал молиться, класть поклоны и преклонять колена пред иконою Владычицы Богородицы, чтобы стало ему известно. И в то время снова был глас: «Алексие, Алексие, поставь монастырь во имя Мое». Он же сказал: «Владычице, где будет монастырь во имя Твое? Я поставлю, но где, не знаю». И снова был глас: «В пределе града Серпухова, там возлюбила Я место на спасение многим душам человеческим». Он же, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, приготовляет потребное для монастыря и посылает вышеназванного преподобного Варлаама осмотреть место ко устроению монастыря. Святитель повелел известить и его, чтобы увидеть самому, своими глазами. Варлаам же, подыскав место, заночевал там, а ночью слышит звон великий и гремения сосудов железных и медных. И он подумал, что здесь Господу угодно поставить монастырь. Варлаам был рад и возвратился известить о сем Алексия. Святитель же Алексий также был рад. И спустя несколько дней он посылает вышеназванного Варлаама приготовить потребное. И, отпуская Варлаама, начал говорить «Достойно есть», а когда окончил отпуст, Варлаам упал и испустил дух. Видя сие, Алексий возопил ко образу, от которого был глас: «О Владычице, что побудило Тебя уморить строителя дома Твоего? Печаль моя с болезнью во ад сошла (Ср.: Быт. 42, 38; 44, 29).
Без него кто дом Твой устроит? И не знаю я, кого послать?» И был глас к нему: «Алексие, возьми его за руку и подними, и он послушается тебя». Он взял его за руку, и тот тотчас встал, сильно плача. И начал святитель вопрошать о причине плача его, он же сказал: «Умоляю тебя, не вынуждай меня говорить об этом до моей смерти, ибо только перед смертью расскажу тебе». И тотчас был отпущен.
Спустя малое время и сам Алексий пришел в Серпухов и много мест обошел, место же то не очень ему полюбилось, ибо показалось неугодным. И внезапно ночью на том же месте услышал то же самое, что и старец Варлаам, вкупе же и глас был, что здесь монастырь поставить. И он тотчас повинуется сему и повелел церковь заложить деревянную, Варлаама же назначил строителем. Спустя время и каменную церковь поставил, а также трапезную в лето 6870 (в 1362 г. от Рождества Христова). Варлаам же пожил строителем в монастыре тринадцать лет и внезапно ослеп. И по ослеплении пребыл два года. Когда же пришло время отшествия его к Богу, посылает он к Алексию со словами: «Монастырь ты воздвиг, и церкви ты сам освятил, молю тебя, и меня погреби своими руками». И Алексий скоро направился в град Серпухов и нашел Варлаама слепым и в великой скорби. Вспомнив слово его о кончине, он с волнением сказал ему: «Брате Варлааме, Господа ради поведай мне то, что обещал когда-то поведать, о происшедшем прежде основания сего монастыря». Он же сказал: «Не могу словом произнести, так как сие страшно было, а чтобы писанием сообщить — нет у меня зрения». И повелел Алексий диакону принести трость, и чернила, и хартию (здесь: пергамен, кожа, приготовленная для письма). И вместе все молитву сотворили, и тотчас прозрел Варлаам, и взял трость, и начал писать следующее: «Почему монастырь наречется Владычний, а не Алексиевский, — потому что я видел Владычицу, и устроился он Ее Промыслом». И еще написал: «Когда я упал, то увидел монастырь, держимый Ангелами, и Захарию, стоящего в дверях церковных, и Богородицу, входящую с родителями Ее. Захария же Богородицу принял и посадил на третьей ступени». И в это время был свет великий в келлии его, и оставил он писало и сказал им: «Приведите ко мне брата Гедеона». Был же тот Гедеон слеп. И он положил свою руку на главу Гедеона и сказал: «Со мною ты ослеп, ныне и прозри». И тот тотчас прозрел. [Варлаам продолжал:] «Я отхожу сегодня, ты же, пожив три недели и покаяние приложив к покаянию, приходи ко мне, если и не хочешь того. Я с радостью приму тебя. И преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров». Гедеон же, воззрев, сказал: «Пощади, молю тебя, я не готов». Варлаам же сказал: «Я уже готов». Затем, поцеловавши святителя, с миром преставился в лето 6885 (в 1377 г. от Рождества Христова), в 5-й день мая. И Алексий отпел его по обычаю. И по завещанию его погребен он был под папертью церковной, ибо сам он сказал когда-то: «Погребите меня так, чтобы я всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы». И писание то повелел хранить в память имени его. Гедеон же пожил три недели и, по слову святого, во время перенесения Честных Даров поклонился и почил о Господе. И погребен был близ святого Варлаама. Алексий же много скорбел по Варлааме и, мало пожив после него, ко Господу отошел и погребен был в основанном им Чудовом монастыре о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же со Отцем и со Святым Духом слава вовеки. Аминь.
В том же 1377 году по распоряжению святителя Алексия для Серпуховского Владычнего монастыря была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжение многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная (празднование 21 ноября ст. ст.).
Храмы и святыни монастыря
Во времена татаро-монгольского ига город Серпухов, вблизи которого был расположен Владычний монастырь, часто подвергался набегам вражеских полчищ, так как входил в сторожевую систему пограничной линии. К тому же место для переправы через Оку под Серпуховом считалось самым удобным. Ввиду постоянной опасности пологие берега Оки близ монастыря были укреплены острогом, а сама обитель была оснащена пушками и пищалями. В смутные же времена самозванцев Серпухов был главным центром сбора русских сил: «... царь же Василей пойде к Серпухову, а на Коширу посла с ратными людьми» (Никоновская летопись).
Конечно, за шесть с половиной веков существования обители инокам не раз приходилось принимать участие в сражениях. Но они стремились сберечь память не о своих подвигах, а о небесном заступлении и помощи, явленных монастырю в эти годы.
Несмотря на частые бедствия, постигавшие обитель, игумены старались сохранить ее в должном благоустроенном виде и по мере возможности занимались храмостроительством.
В конце XV — начале XVI века к древнему Введенскому собору с северной стороны был пристроен придел святителя Московского Алексия. Под ним была устроена усыпальница для тех, кто был памятен молитвенными подвигами или богатыми вкладами.
В конце XVI века на средства царя Бориса Годунова в монастыре был построен каменный двухъярусный храм в честь святого великомученика Георгия. О небесной защите, явленной этим святым, повествует местное предание: во время осады города Серпухова неприятелями горожане видели великомученика Георгия, выехавшего на белом коне из задней калитки монастыря и подъехавшего к вражьим полчищам. Последние, увидев святого, устрашились и бежали, а великомученик вернулся в монастырь через ту же калитку. В память этого священного события в обители установлено празднество святому великомученику и Победоносцу Георгию. Совершается оно в седьмой понедельник после дня Успения Божией Матери (в середине октября) и именуется в народе «Георгий Потаенный».
Над Святыми вратами в 1599 году игуменом Вассианом была построена церковь святого мученика Феодота Анкирского. В 1834 году она была перестроена и освящена святителем Московским Филаретом в честь Нерукотворного образа Спасителя.
Главной святыней монастыря на протяжении веков была упомянутая выше чудотворная икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», написанная в 1377 году по благословению святителя Алексия.
О храмовой чудотворной иконе святого великомученика Георгия предание говорит, что перед нею сама собой возгоралась свеча, предупреждая монахов о вражеском нашествии.
В монастыре находилась также чудотворная икона святого мученика Иоанна Воина. Предание гласит, что, когда в 1382 году татары ворвались в обитель, некий варвар, взяв икону святого Иоанна, в насмешку стал пилить ее. Вдруг из доски показалась кровь, но обезумевший варвар в гневе перепилил ее еще в двух местах. Тут же доска чудесным образом соединилась, и татарин наконец пришел в себя и обратился ко Христу. Позднее для иконы была сделана особая риза, так что были видны перепиленные места и запекшаяся кровь. С тех пор и по сей день на память святого мученика Иоанна Воина — 12 августа — в обители совершается всенощное бдение и праздничная литургия.
В 1607 году по повелению царя Василия Иоанновича Шуйского в обитель был принесен чудотворный образ святого царевича Димитрия Угличского. Чеканная надпись на иконе гласит, что от нее была дарована победа близ Серпухова над войсками второго самозванца. В «Историческом описании Серпуховского Владычнего монастыря» сказано, что этот образ «можно считать самым первым и верным образом святого царевича», а придел, учрежденный в честь него во Введенском соборе, — «современным храму Спаса на крови».
В монастыре также чтились Владимирская икона Божией Матери, Нерукотворный образ Спасителя, иконы святителей Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского, храмовый образ Вознесения Господня и Казанская икона Божией Матери, имеющая благодать избавления от плотской страсти.
С конца XVII века обитель начала испытывать большие материальные затруднения. Она потеряла свою самостоятельность и была приписываема то к соседнему Высоцкому монастырю, то к Московскому Заиконоспасскому. В 1727 году Владычний монастырь опять стал самостоятельным, но находился уже в совершенном упадке: богослужения почти совсем остановились, братия разошлась, келлии и храмы пришли в запустение.
История монастыря в XIX веке. Преобразование его в женский
В 1806 году митрополит Московский Платон (Левшин; † 1812) обратил свое архипастырское внимание на Владычнюю обитель и испросил у Императора Александра I разрешение преобразовать ее в женскую. С этого времени начался невиданный расцвет обители.
Первой игуменией назначают казначею Московского Новодевичьего монастыря монахиню Дионисию, и за ней идет целая чреда настоятельниц, возродивших древнюю обитель. В течение XIX века были обновлены и благоукрашены святые храмы, возведены новые каменные корпуса, гостиницы для многочисленных паломников, устроена больница с лабораторией и домашней аптекой. При монастыре было обширное хозяйство: огороды, сады, луговые и пахотные земли, 180 десятин леса, скотный двор, пчельник.
Внешнее процветание обители ни в коей мере не повлекло за собой разлада в духовной жизни ее насельниц; напротив, они становились все более и более ревностными в деле своего спасения. Этому способствовали правила общежития, введенные в устав монастыря великим иерархом Российской Церкви — святителем Филаретом (Дроздовым), Митрополитом Московским и Коломенским. К середине столетия число насельниц возросло до 300. Среди них были истинные подвижницы благочестия, память о святой их жизни сохранилась до наших дней.
С 1806 по 1845 год в обители подвизалась блаженная старица Евфросиния (в миру княгиня Евдокия Вяземская). Святая пребывала в постоянной молитве, отдыхая лишь по два часа в сутки на голых досках без постели, преклонив голову на локти; ходила босая даже в зимнее время; на шее носила тяжелую железную цепь; ее пищей был только хлеб с квасом. Святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский, посещая обитель, подолгу беседовал с нею в её келлии. Обладая даром прозорливости, она прикрывала этот дар юродством Христа ради. Несмотря на это ее подвижническая жизнь стала известна всему городу, и многие жители приходили к ней за утешением и духовным советом. Но по вражескому навету блаженная старица была изгнана из обители и последние десять лет своей жизни провела в сельце Колюпанове Тульской области. Блаженная преставилась 3/16 июля 1855 года и была погребена в приделе церкви села Колюпанова. Канонизирована в лике святых Тульской земли в 1988 году.
Современницей блаженной Евфросинии была старица Владычнего монастыря монахиня Еликонида. Около двадцати лет она жила в тесной келлии на втором ярусе колокольни, где претерпела множество нападений и страхований от врага спасения. Как и матушка Евфросиния, она вела жизнь блаженную. Перед кончиной Еликонида утешала сестер словами назидания и с миром отошла ко Господу в 1854 году.
Во Владычнем монастыре четыре года подвизалась преподобная схимонахиня Рахиль, ставшая впоследствии старицей Бородинского монастыря. Рожденная в благочестивой купеческой семье, Мария (будущая матушка Рахиль) с детских лет отличалась любовью ко храму, к молитве и милосердием к нищим. В возрасте четырнадцати лет она совершила паломничество в Киево-Печерскую Лавру, где ей явился преподобный Феодосий, благословивший ее на монашество. В семнадцать лет в Болдинском монастыре Мария исцелилась от тяжелой болезни глаз, после чего дала обет уйти из мира на служение Господу. После многочисленных странствий по монастырям России Промыслом Божиим она, наконец, находит обитель, в которой начинает подвиг иноческого служения, — Серпуховской Владычний монастырь. Здесь от святителя Филарета (Дроздова) она приняла иноческое пострижение с именем Павла. Затем, по просьбе настоятельницы Бородинского монастыря схиигумении Алексии (бывшей казначеи Владычней обители), преподобная была переведена в Бородино. После пострижения в схиму с именем Рахиль в 1915 году она получила от Матери Божией благословение на подвиг старчества. В тяжелые послереволюционные годы многие приходили к преподобной и получали от нее мудрые духовные советы и благодатные утешения. Преподобная схимонахиня Рахиль почила о Господе 27 сентября / 10 октября 1928 года. А 5 марта 1996 года она была причислена к лику святых Московской епархии.
Игумении, управляющие обителью, возродили в сердцах верующих память о ее строителе и первом настоятеле преподобном Варлааме. Они тщательно вели запись всех чудес, проистекавших от его надгробия.
В середине прошлого столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России. По сообщению игумении Митрофании, только в мае 1869 года в монастырской гостинице имели приют 4248 богомольцев, пришедших на поклонение именно ему.
С именем преподобного Варлаама связано явление в 1878 году чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», имеющей особую благодать исцеления от недуга пьянства.
Оставить комментарий на статьюРедактор сайта
Добавить в блог
Ссылки | Праздник на рабочем столе | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | Монастыри и храмы | Иконография праздника | История | Искусство | Фотогалереи | Поздравительные открытки! | Детская | Медиа | Обратная связь
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования