День праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы отмечен в народном месяцеслове целым рядом особых поверий и связанных с ними обычаев, зародившихся в лоне матери-природы, и сказывающихся в повседневной жизни крестьянина-земледельца.
Сохранились древние простонародные песенные сказания, являющиеся в то же самое время и хвалебными величаниями впервые вступившей во храм Господень Пресвятой Деве. "Ты во церковь приведеся, архиереом воздадеся и от Ангел предпочтеся", — начинается одно из них. За этим началом-"запевкою" следует повторяющийся и в самом конце стиха припев: "Приведутся девы, ближняя Ея, во след Ея во Святыя святых!"... Другой воспевающий этот праздник стих начинается словами о горах Сионских, на которых Бог "завет положил, свыше нам с Небес свет Божий открыл, струями словес сердце напоил". В третьем — приглашаются торжествовать "патриарси", "вси девы" — бодрствовать и "ликовствовать со пророки". В четвертом — веселится праматерь Ева. И во всех них явственно слышится благоговейное чувство народа-песнотворца, воздающего честь-хвалу Богоматери.
Переход от Михайлова ко Введеньеву дню имеет, по старинной народной примете, весьма важное значение для всей первой половины зимы. Если "Зимняя Матрена" придет на землю в такой силе что действительно поможет зиме "встать на ноги", а Феодор Студит, точно сговорившись с нею, все застудит, то санному пути в тот год не растаять до весенней распутицы. Когда же 10/23 ноября, в канун дня, посвященного чествованию памяти святого Феодора, повиснет на древесных ветвях пушистая бахрома инея (в предзнаменование теплой погоды), да если на следующие за Студитовым днем сутки будет порошить снежная пороша, то — стоять разводящим дороги оттепелям-мокринам вплоть до самого Введенья.
В этот же день в деревне ждут новой перемены погоды; опыт старых, зорких памятью людей говорит о том: надвое. Бывает, что на Введеньев день проезжает по горам и долам "на пегой кобыле" красавица-Зима, одетая в белоснежную душегрейку, и дышит на все встречное таким леденящим дыханием, что даже вся нечисть (о которой добрые люди боятся вспоминать на ночь, а если и обмолвится кто о ней ненароком, то в ту же минуту оговаривает свою ошибку словами: "не к ночи будь помянут"), даже все смущающие суеверную душу пахаря духи тьмы торопятся укрыться подобру-поздорову куда-нибудь подальше да поглубже от краснощекой русской красавицы, замораживающей своими поцелуями кровь в жилах. Тогда говорят в народе: "Введенье пришло — зиму на Русь завело!", "Введенские уставщики, братья Морозы Морозовичи, рукавицы на мужика надели, стужу уставили, зиму на ум наставили!", или: "Наложило на воду Введенье толстое леденье!" и другие.
Но случается, что погода пойдет об эту пору совсем на иную стать. Приходилось русскому деревенскому люду видеть, что "Введенье ломает леденье", — почему и пошла гулять, рука об руку с только что приведенными выше старинными поговорками, и молва о том, что "Введенские морозы не ставят зимы на резвые ноги". Это, не согласующееся с установившимся мнением деревни о прочности работы вековечных кузнецов Кузьмы-Демьяна, изречение стоит обок с тем, в незапамятные времена впервые выпущенным из уст народного опыта замечанием, что введенские оттепели надолго портят-бороздят белую камчатную скатерть зимнего пути и совершенно противоречат распеваемой местами и теперь ребячьей песенке:
Введенье пришло,
Зиму в хату завело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Лед на речке вымело,
С берегом связало,
К земле приковало,
Снег заледенило,
Малых ребят,
Красных девчат
На салазки усадило,
На ледянке с горы покатило...
В старину праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы был днем первого зимнего торга. Белокаменная Москва начинала с этого дня расторговываться санями, свозившимися в нее к тому времени из промышлявших щепным и лубяным промыслами слобод и посадов, целыми грудами-горами складывавшимися на Лубянской площади, — укрепившей за собою, вероятно от этого, и свое имя. Между лубяными и санными рядами расхаживали калачники, пирожники, сбитенщики, приглашавшие покупателей и продавцов — "не ввести в зазор" их и "проведать стряпни домостряпанной, не заморской, не басурманской, не немецкой", и прочее. "Введенье идет, за собой Прокопа ведет, — гласит старинная поговорка: — Прокоп по снегу ступает, дороги копает. Катерина на санях катит к холодному Юрью (26 ноября/9 декабря) в гости".
Коринфский А. А. «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа»
Добавить в блог
Ссылки | Праздник на рабочем столе | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | Монастыри и храмы | Иконография праздника | История | Искусство | Фотогалереи | Поздравительные открытки! | Детская | Медиа | Обратная связь
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования